HITACHI: история бренда. От рассвета до расцвета

Хитачи — это небольшой японский городок, расположенный неподалеку от одноименной меднодобывающей шахты, на которую в самом начале двадцатого века пришел молодой специалист Намихеи Одаира. Именно ему было суждено прославить Хитачи на весь мир, сделав название города одним из самых известных брендов.

В свободное от основной работы время талантливый инженер, получивший в 1908 году должность начальника технического отдела, занимался конструированием электрических устройств, и, в конце концов, создал первый в Японии электродвигатель.

Поняв, что держит в руках уникальный для своей страны товар, Намихеи Одаира не стал упускать свой шанс, и в 1910 году открыл собственное дело. К вступлению в мир бизнеса молодой инженер подготовился не только технологически. Сознавая, насколько важны для успеха удачное название и запоминающийся товарный знак, Одаира подошел к их разработке со всей серьезностью. Hitachi показалось ему вполне удачным названием. Во первых, оно указывало на город, в котором состоялось рождение предприятия, а во вторых, обещало прекрасные перспективы, ведь в буквальном переводе с японского Hitachi означает «рассвет». Не последнюю роль играло и созвучие с традиционным наименованием Японии — страна восходящего Солнца.

За основу товарного знака предприниматель взял два иероглифа, составляющие слово Hitachi — «солнце» и «восход». Наложив друг на друга, он вписал их в окружность с четырьмя расходящимися лучами и получил эмблему, похожую одновременно и на центр мироздания, и на мишень — символ точности и стремления достичь цели.

Электродвигатели, производимые мастерской Одаиры, пользовались заслуженной популярностью. Вслед за ними предприятие освоило выпуск трансформаторов, гальванометров, вольтметров, вентиляторов и водяных турбин.

Росла прибыль, расширялось производство. В 1924 году Hitachi создает первый в Японии локомотив с силовой установкой переменного тока. В 1932 году электродвигатели Hitachi находят применение в новом изделии компании — бытовом холодильнике. В конце тридцатых компания берется за освоение перспективного рынка средств связи и в 1940 году выпускает первую АТС на 5000 номеров.

Пережив войну, разрушившую страну до основания, Hitachi очень быстро восстанавливается, и уже к началу 50-х годов выходит на довоенные объемы производства и даже расширяется, открывая дочерние предприятия. Тогда же корпорация громко заявляет о себе на рынке устройств кондиционирования и вентиляции, выпустив первый в Японии оконный кондиционер (1952 год). В 1961 году, вновь впервые в стране, появляется первый кондиционер с тепловым насосом, в 1967 — не имеющий аналогов в мире кондиционер с функцией осушения воздуха без понижения температуры.

В это время Hitachi уже стала признанным лидером в области микроэлектроники и компьютерных систем, и наработанные в этой области решения находили применение во всем спектре производимой компанией продукции. Не стали исключением и кондиционеры — в 1977 появляется прибор, оснащенный микродатчиками, позволяющими контролировать температуру и другие параметры воздуха в помещении, а в следующем, 1978 году, — кондиционер, управляемый при помощи компьютера.

Сейчас Hitachi — крупная финансово промышленная группа, в которую входит более тысячи предприятий, треть из которых расположена за пределами Японии. Среди них — заводы по производству кондиционеров в Испании и Малайзии. Годовой объем продаж Hitachi составляет более 80 миллиардов долларов, 5% от этой суммы компания вкладывает в научные исследования, которые проводят 17 тысяч ученых в 32 лабораториях по всему миру.

Огромные инвестиции в новые разработки дали мощный толчок развитию «тяжелой» кондиционерной техники Hitachi. Системы с переменным расходом хладагента Set Free и холодильные машины (чиллеры) Samurai уже известны на российском рынке. При создании каждого нового устройства используются собственные инновации. Это может быть, например, новый тип спиральных или винтовых компрессоров Hitachi, современные системы управления, или форма лопастей вентилятора — но всегда это новинка, и всегда выпущенная под той же торговой маркой.

Символом корпорации, отражающим ее внутренние ценности и стремление к гармонии, стало гигантское дерево с густой и раскидистой кроной, также именуемое «саман», родом из Центральной и Южной Америки. Оно находится в парке Моаналуа, остров Оаху, Гаваи (США). Высота — около 25 метров, диаметр кроны — 40 метров, обхват ствола у основания — около 7 метров, а возраст — приблизительно 130 лет. «Дерево Hitachi» символизирует стремление корпорации к росту и расширению, при неослабевающем внимании к собственным корням.

1 февраля 2008 года стартовала масштабная рекламная кампания Hitachi под девизом «От Очевидного до Невероятного». В этой фразе выражается представление общества о марке Hitachi и самой компании. Техника Hitachi — привычна, очевидно, что она есть и используется многими. А уровень ее новизны, ее возможности — просто невероятны.

Стратегия развития Hitachi заключена в словах «Society changes. Hitachi transforms it» — «Общество меняется. Его трансформирует Hitachi». Свою задачу компания видит в удовлетворении потребностей своих клиентов и всего общества в целом при помощи новейших технологий. Философия компании четко обозначена в девизе: «Inspire the Next» — «Вдохновляя будущее». Это значит, что облик грядущего уже создается в лабораториях корпорации. А в многочисленных образцах самого современного оборудования, несущего на себе логотип Hitachi, уже можно разглядеть частичку нашего Завтра.

Источник публикации - журнал «Мир климата»: HITACHI: история бренда. От рассвета до расцвета